Прощание с Мологой

Молога

  • Размер: 170х300
  • Техника: холст/масло
  • Автор: Дарья Киселева

Тему для своего главного диплома я выбирала долго и основательно. Критериев к её выбору было несколько. Она должна была быть оригинальной (никем ещё не написана), многофигурной и скорей всего исторической. Я пересмотрела множество материалов в библиотеках Москвы в поисках значимых событий русской истории. И нашла.

Но не в Москве, а в Опочининской библиотеке города Мышкина Ярославской обл. Нашла то, что, как говорится, задело меня за живое. Это были выписки из архивных документов по затоплению территорий при строительстве ГЭС на Волге. Письма людей, чьи территории входили в зону затопления тронули меня до глубины души. Я по иному увидела этот момент нашей истории, ощутила всю трагедию этого события. Потеря родного угла, любимых мест, природных богатств, стёртая с лица земли история на фоне бравурных заявлений нового этапа развития гидроэнергетики. А ведь ещё в царские времена учёными было доказано, что строительство гидроэлектростанций на равнинных реках нецелесообразно.
Начался длительный процесс сбора материала и компоновки. Единогласно был выбран один из эскизов с лодкой и множеством людей с пожитками и животными, как один из библейских символов – ковчег. В середине эскизного этапа мне пришла мысль закрыть задний план туманом, придав будущей картине ещё больший символизм и пронзительное настроение ясного осеннего утра, когда бы жить да жить на той земле, но приходится сдвигаться с насиженных мест, плыть в неизвестность. Мысль о золотых листочках качающихся на воде не давала мне покоя на протяжении всего процесса создания картины, нужно было показать присутствие не потерянной ещё земли. Так и с отражением: как решить его в картине понятно стало не сразу, готовилось несколько различных вариантов эскизов. Одной только нижней части картины было множество вариантов: с волнами, без волн, с лёгким намёком на отражение в воде города, которого не видно на суше.
Сложность сбора материала заключалась в долгом отсутствии твёрдого решения расстановки людей и предметов в картине. Почти до весны готовился картон к диплому, в чём-то меняясь каждую неделю. Параллельно я собирала материал по костюму и предметам быта того времени. Постепенно утверждая каждый образ на своё место я находила прототипы им в жизни и писала с них этюды. Наконец мне удалось выбраться за поиском материалов в тот самый город Мышкин, где и зародилась идея будущего диплома. Там я могла в полной мере окунуться в атмосферу маленького уездного городка, находящегося на берегу Волги в непосредственной близости с ныне затопленным гордом Мологой и Рыбинском. Также ездила я и в Рыбинск в музей Мологи, посмотрела фотографии и фильм о затоплении. В Москве собрать необходимый материал было практически невозможно, а там, благодаря народному музею, у меня была возможность выбрать и поставить предметы, так как мне это было нужно. Сундуки, бельевые корзины, чемоданы, предметы одежды были в моём распоряжении. Хотелось бы сказать огромное СПАСИБО сотрудникам музея г. Мышкина и потомку местного купца (Ф.И.О.), который желая помочь, добыл одежду того времени и согласился позировать для этюда, несмотря на холодную погоду. Хочется сказать спасибо за отзывчивость и гостеприимство мышкинцам, которые позируя, всё норовили угостить меня чаем с пирогами, и детям из окрестных деревень, чьи образы впоследствии были включены в мой диплом.